История и архитектура

В 1646 г. часть православных священников Закарпатья заключила унию с католиками. В 1651 г. одного из этих священников возвели на Мукачевскую епископскую кафедру, учрежденную православными и бывшую прежде единственным церковно-административным центром края. Для тех, кто не принял унию, в 1654 г. был хиротонисан отдельный православный епископ. При нем и его преемниках во 2-й пол. XVII в. православный церковно-административный центр постепенно переместился в юго-восточную часть Закарпатья – историческую область Мараморош. В нач. XVIII в. униатские Мукачевские епископы, желая ускорить введение унии во всем Закарпатье, учредили при своей кафедре должность викарного епископа Мараморошского. После кончины в 1733-1735 гг. православного епископа Досифея (Феодоровича) православным не разрешили выбрать нового архипастыря, и Закарпатье стало полностью униатским. Лишь на стыке XIX-XX вв. многие приходы края стали возвращаться в Православие. Таков исторический фон судеб Драговской обители.

Села Драгово и Забродь документально известны, соответственно, со 2-й пол. XIV и кон. XVI вв. В 1705 г. местные жители начали строить монастырь. Когда возвели церковь, ее освящение совершил православный епископ Иосиф (Стойка), управлявший паствой в 1690-1711 гг. Позже здесь поставил для себя домик Прокопий Годермарский – униатский викарий Мараморошский 1723-1726 гг. По временам в обители проживал православный епископ Досифей (Феодорович). В 1788 г. монастырь закрыли. Позже его история обросла легендами. Местные жители стали думать, что обитель основали в XIII в. предки воевод Балицы и Драга, известных в качестве благотворителей Грушевского монастыря. Одна из легенд утверждала, что при нашествии в 1241 г. монголов здешние иноки укрылись в лесу. Говорили также, будто обитель разрушил местный богач Лошвай, кальвинист по вере, недовольный, что люди вытаптывают его траву по пути в монастырь. Согласно тому же преданию, вскоре Лошвай упал с коня и разбился насмерть. Описанное событие относили к 1670 г.

Место, где некогда стояла 1-я обитель, люди называли «монастырем» и воздвигли здесь крест. В 1913 г. юноша Василий Орос, гоня волов на пастбище, встретил старого человека, который сказал, что возвращается из «монастыря». Узнав от старожилов про старую обитель, Василий дал Богу обет возродить ее. Впоследствии, став иеромонахом Викентием, он осуществил свое намерение. Восстановление монастыря началось в 1930-х гг. с постройки храма. Заново рожденную обитель сделали женской, о. Викентий был ее духовником. На стыке 50-60-х гг. ХХ в. монастырь снова закрыли. Его строения отвели драговскому колхозу. Тот, в свою очередь, передал их, не используя, строительной организации, обещавшей создать здесь дом отдыха. Своих обязательств данная организация не выполнила, зато уничтожила храм. После этого от обители остались только 2 корпуса. Их отдали хустской фабрике головных уборов. Фабрика открыла на территории монастыря пионерский лагерь.

В 1990 г. обитель возрождена. В 1990-1991 гг. здесь сооружена часовня свв. апп. Петра и Павла, в 1990-1993 храм св. Архангела Михаила, в 1997 – окончен новый корпус, в 1999 – освящен домовой храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник».